Я, конечно, понимаю, что то, что я сейчас напишу, интересно совсем немногим. Просто я не могу этим не поделиться.
Я езжу от работы на курсы, которые называются "Инновационные технологии психокоррекции кризисных состояний и психической травмы". Одним словом, как помочь при психической травме.
Про инновационные технологии нам не рассказывают, я думаю их и нет. Освоить хотя бы традиционные.
Сразу оговорюсь, курсы я слушаю в МГОУ - и не хочу, чтобы они заканчивались! Настолько интересные люди у нас преподают, все практикующие консультирующие психологи. Никто не читает по бумажке, никаких бездушных презентаций: лекторы ведут диалог с аудиторией, пишут и рисуют на доске. И так это все интересно и, я думаю, полезно просто по жизни, что я в полнейшем восторге.
Так вот.
Вы когда-нибудь задумывались о разнице между стрессом, кризисом и травмой?
Я много читала про кризис, знаю, что развитие без кризисов невозможно, а стресс часто бывает положительным. Многие говорят: "Сейчас в стране кризис. Что делать? Как жить дальше?" Или "Он на меня косо смотрит, это меня травмирует". Сейчас вообще столько красивых умных слов, заслушаешься. А ведь далеко не все знают и понимают значение этих слов.
Что же такое травма, и чем она отличается от кризиса и от стресса?
В нашей жизни есть две точки:
Р-------------------------------------------------С
рождение и смерть.
Можно рисовать линию между ними, как угодно: хотите, спираль, хотите прямую черту, синусоиду, кардиограмму, но факт остается фактом: мы все видим жизнь линейно, как отдельную последовательность событий от рождения и до смерти. Эти события давно исследованы учеными-психологами. Выявлены определенные закономерности.
К примеру, пик развития словесно-психической памяти человека приходится на возраст 9-11 лет (5-6 класс).
Пик развития эмоций - от 3 до 5 лет. Ребенок познает мир эмоционально, именно поэтому наше детство, каким бы оно ни было трудным, предстает в памяти в розовом свете: трава была мягкой и зеленой, а деревья большими. Нами правят эмоции.
Понятийный интеллект начинает развиваться в 11 лет. Это означает, что подросток начинает уже овладевать своими эмоциями, сдерживать себя.
Все эти пики совпадают с теми самыми кризисами, о которых так много говорят психологи. Кризис трех лет, кризис семи лет, кризис взросления и т.д.
Считается, что к 14 годам все психические процессы уже сформированы, и человек уже может отвечать за свои поступки. Именно поэтому паспорт ребенку выдается в 14 лет.
Если человек не прошел через эти кризисные моменты, значит с ним что-то не так. Это системные кризисы. нормативные. Они просто должны быть, и если их нет - надо не радоваться (как легко у него прошел переходный период!), а волноваться. Потому что кризис вернется с двойной силой. Кризисы предсказуемы и обычно связаны с физиологическим развитием. человека (единственное исключение - это кризис среднего возраста, переоценка ценностей и т.д. Хотя на мой взгляд, именно в этом возрасте мы начинаем ощущать, что наше тело уже не работает, как часы, и это очень влияет на состояние психики.), а психика как бы подстраивается под взрослеющее тело.
Помимо психики развивается и сама личность, и каждый под этим термином понимает что-то свое. По сути, это совокупность принципов, ценностей, способностей человека. И этот список можно продолжать и продолжать. Личность тоже развивается, и тогда мы говорим о личностном росте и развитии.
Психологи говорят об успешной личности, представляя модель пятиконечной звезды: каждый луч символизирует сферу жизни человека. Важна гармония пяти лучей: самореализация в профессиональном плане, семья, здоровье, хобби (интересы, отдушина) и, конечно, материальный достаток. А в центре звезды - душа. Личность. Мы привыкли, что успешный - это синоним слова богатый и многого добившийся в этой жизни. Но это не так. Стоит одному из лучей выпасть, как мы теряем почву под ногами, перестаем быть успешной личностью. И это тоже кризис, хоть и не всегда прогнозируемый. И наше развитие продолжается, и это прекрасно, потому что, как утверждал Маслоу, как только развитие прекращается, начинается патология (цитата не точная).
А вот травма - это совсем другое.
Но об этом я расскажу завтра, если кому-то это интересно. А может и в любом случае расскажу, просто потому, что это интересно мне.
Спокойной ночи.
P.S. Все материалы взяты из лекции Марины Юрьевны Краевой , доцента кафедры МГОУ. Лекция была потрясающая, мне кажется важная не только психологам, но и всем вообще! Возможно, я где-то ошиблась, где-то неточно привела цитату - потому что это пересказ, но основные факты точно уловила правильно).
Я езжу от работы на курсы, которые называются "Инновационные технологии психокоррекции кризисных состояний и психической травмы". Одним словом, как помочь при психической травме.
Про инновационные технологии нам не рассказывают, я думаю их и нет. Освоить хотя бы традиционные.
Сразу оговорюсь, курсы я слушаю в МГОУ - и не хочу, чтобы они заканчивались! Настолько интересные люди у нас преподают, все практикующие консультирующие психологи. Никто не читает по бумажке, никаких бездушных презентаций: лекторы ведут диалог с аудиторией, пишут и рисуют на доске. И так это все интересно и, я думаю, полезно просто по жизни, что я в полнейшем восторге.
Так вот.
Вы когда-нибудь задумывались о разнице между стрессом, кризисом и травмой?
Я много читала про кризис, знаю, что развитие без кризисов невозможно, а стресс часто бывает положительным. Многие говорят: "Сейчас в стране кризис. Что делать? Как жить дальше?" Или "Он на меня косо смотрит, это меня травмирует". Сейчас вообще столько красивых умных слов, заслушаешься. А ведь далеко не все знают и понимают значение этих слов.
Что же такое травма, и чем она отличается от кризиса и от стресса?
В нашей жизни есть две точки:
Р-------------------------------------------------С
рождение и смерть.
Можно рисовать линию между ними, как угодно: хотите, спираль, хотите прямую черту, синусоиду, кардиограмму, но факт остается фактом: мы все видим жизнь линейно, как отдельную последовательность событий от рождения и до смерти. Эти события давно исследованы учеными-психологами. Выявлены определенные закономерности.
К примеру, пик развития словесно-психической памяти человека приходится на возраст 9-11 лет (5-6 класс).
Пик развития эмоций - от 3 до 5 лет. Ребенок познает мир эмоционально, именно поэтому наше детство, каким бы оно ни было трудным, предстает в памяти в розовом свете: трава была мягкой и зеленой, а деревья большими. Нами правят эмоции.
Понятийный интеллект начинает развиваться в 11 лет. Это означает, что подросток начинает уже овладевать своими эмоциями, сдерживать себя.
Все эти пики совпадают с теми самыми кризисами, о которых так много говорят психологи. Кризис трех лет, кризис семи лет, кризис взросления и т.д.
Считается, что к 14 годам все психические процессы уже сформированы, и человек уже может отвечать за свои поступки. Именно поэтому паспорт ребенку выдается в 14 лет.
Если человек не прошел через эти кризисные моменты, значит с ним что-то не так. Это системные кризисы. нормативные. Они просто должны быть, и если их нет - надо не радоваться (как легко у него прошел переходный период!), а волноваться. Потому что кризис вернется с двойной силой. Кризисы предсказуемы и обычно связаны с физиологическим развитием. человека (единственное исключение - это кризис среднего возраста, переоценка ценностей и т.д. Хотя на мой взгляд, именно в этом возрасте мы начинаем ощущать, что наше тело уже не работает, как часы, и это очень влияет на состояние психики.), а психика как бы подстраивается под взрослеющее тело.
Помимо психики развивается и сама личность, и каждый под этим термином понимает что-то свое. По сути, это совокупность принципов, ценностей, способностей человека. И этот список можно продолжать и продолжать. Личность тоже развивается, и тогда мы говорим о личностном росте и развитии.
Психологи говорят об успешной личности, представляя модель пятиконечной звезды: каждый луч символизирует сферу жизни человека. Важна гармония пяти лучей: самореализация в профессиональном плане, семья, здоровье, хобби (интересы, отдушина) и, конечно, материальный достаток. А в центре звезды - душа. Личность. Мы привыкли, что успешный - это синоним слова богатый и многого добившийся в этой жизни. Но это не так. Стоит одному из лучей выпасть, как мы теряем почву под ногами, перестаем быть успешной личностью. И это тоже кризис, хоть и не всегда прогнозируемый. И наше развитие продолжается, и это прекрасно, потому что, как утверждал Маслоу, как только развитие прекращается, начинается патология (цитата не точная).
А вот травма - это совсем другое.
Но об этом я расскажу завтра, если кому-то это интересно. А может и в любом случае расскажу, просто потому, что это интересно мне.
Спокойной ночи.
P.S. Все материалы взяты из лекции Марины Юрьевны Краевой , доцента кафедры МГОУ. Лекция была потрясающая, мне кажется важная не только психологам, но и всем вообще! Возможно, я где-то ошиблась, где-то неточно привела цитату - потому что это пересказ, но основные факты точно уловила правильно).
Спасибо, Настя! Буду ждать завтра:) Рассказывай. Я в последнее время читаю всё подряд "про жизнь". Видимо кризис среднего возраста:) Ищу ответы:)
ОтветитьУдалитьЮля, здорово, что ты написала! С удовольствием буду продолжать!
УдалитьА кризис среднего возраста - да, все через это проходят. Только от этого не легче:)
Настя, пиши! Очень интересно!!! Как бы я хотела тоже поучиться - поездить на лекции, послушать профессоров!
ОтветитьУдалитьТаня, да, с удовольствием буду продолжать. А по поводу лекций - знаешь, я ведь сначала не хотела. Это вставать рано в четверг, договариваться на счет детей, ехать в электричке... удовльствие то еще. Но содержание этих лекций того стоит! Я очень довольна!
Удалить