среда, 23 марта 2016 г.

Рисуночные тесты для дошкольников и младших школьников


Всем привет.
Давно меня тут не было. Если честно, времени хватает только на самое основное - даже убраться дома некогда.  Из новостей: мы с мужем съездили на Шри-Ланку, а потом я вышла на работу. Теперь пытаюсь впихнуть в сутки еще больше, чем раньше, но пока не получается. Потому что, как выясняется, главное - это здоровый и полноценный сон. Мне теперь не до скрапа. В лучшем случае позволяю себе почитать перед сном часок (сейчас это "Гарри Поттер и Принц-полукровка" на английском. Вот просто получаю удовольствие от этого чтива! Может, через некоторое время перейду на более серьезную литературу? ). 
Моя работа напрямую связана с психологией и логопедией/ Пожалуй, это и есть самый интересный аспект моей работы- я езжу на семинары по психологии и дефектологии, стараюсь почерпнуть что-то для себя.

Лада в сентябре уже идет в школу, и, конечно, меня очень волнует этот вопрос. На собрании нам предложили провести с нашими детьми тест "Лесенка", чтобы определить самооценку ребенка.
Этот тест очень простой, проводится буквально за несколько минут, и его легко интерпретировать.
Рисуете 10 ступенек, объясняете ребенку, что на нижней ступеньке самые плохие дети, а на верхней - самые хорошие. А потом просите: "Нарисуй, пожалуйста, на лесенке себя". В зависимости от того, где себя ребенок расположит, вы будете видеть: заниженная ли у него самооценка, адекватная, или завышенная. Лада нарисовала, как она переступает с 6й на 7ю, чему я очень обрадовалась.
Кому интересно, вот более подробное объяснение того, как правильно проводить этот тест «Лесенка». 
Здесь немного другая методика, всего 7 ступенек, но я думаю, что смысл от этого не меняется.
На прошлой неделе Ладушка ходила ко мне на работу, и как-то случайно я нашла материалы выступления одного из нащих педагогов-психологов: рисуночные тесты для детей. Она рассказала о двух тестах, я конечно тут же их с Ладой провела, и, скажем, были моменты, которые заставили меня задуматься.
По-научному это называется "Проективные методики". Я думаю, многие с этим знакомы. Я сама собирала такие тесты, когда еще в школе училась (ну, помните самый известный: ты идешь по лесу. Какой это лес? Опиши его... и т.д.). Мне на тот момент не приходило в голову, что это научная методика, а не просто развлечение.  Сейчас, глядя на на эти вещи под другим углом, я снова решила составить для себя небольшую подборочку тестов для детей, поступающих в школу и учеников начальной школы, и ей с вами делюсь. Конечно, таких подборок в интернете миллион. Я приведу те тесты, которые заинтересовали лично меня и которые я провела или планирую провести с Ладушкой. Проводятся они достаточно быстро и легко. Главное иметь лист бумаги А4 и цветные карандаши и/или краски.
«Кактус».
Проводя этот тест, я, скажем так, схитрила. Я сказала Ладушке, что можно рисовать все,что  угодно, как угодно украшать этот кактус. Конечно,  такая фраза побудила ее к тому, чтобы нарисовать розовый балкон, цветочки-глазки и т.д. Так что интерпретация будет не совсем правильная. Поэтому не подталкивайте ребенка своими словами. Если что, он сам спросит.
Что меня удивило: она нарисовала горшок больше кактуса. Оказывается, это говорит о стремлении к домашней защите. Вернее не так. Просто наличие горшка - это стремление к защите. А вот большой горшок, которые преобладает на листе, это наверно преувеличенное стремление к защите. Может она чувствует себя незащищенной? 
Одним словом, интересный и несложный тест, попробуйте провести его. Может, узнаете что-то новое о себе и о своем ребенке.
Этот   тест помогает понять, как относится ребенок к школе, определить уровень школьной тревожности. 
Здесь тоже есть один   важный момент. Нужно обязательно проводить все эти тесты, когда ребенок не устал, спокоен, и не проводить их несколько подряд. Лада нарисовала огромную школу во весь лист. Она нарисовала разноцветные окошки, и это хороший знак. Но потом сказала:  "Это слишком долго рисовать. Я не буду больше".  
И ничего ты тут не сделаешь. Потому что ребенок устал, она ведь целый день провела у меня на работе, и перед этим уже кактус нарисовала.  Ну и вообще мне интересно: ведь должна же быть определенная интерпретация для такого: когда в голове у ребенка наполеоновские планы: - учителя, ученики, клумбы и т.д. Но, начав рисовать, ребенок осознает, что с этим не так-то просто справиться. И либо бросает дело на полпути, либо все же доводит до конца. Лада доводит до конца только если о-очень мотивирована. Обычно ее энтузиазм угасает довольно быстро. На кактус ее хватило, а на полноценную школу уже нет.
Все эти вещи нужно учитывать, когда дома своим детям проводишь такие тесты)
А вот похожая методика с теми же целями: Школа Зверей (отсюда). Мы ее не проводили, но я думаю, проведем попозже. Думаю, как раз школу зверей Ладушке будет интереснее рисовать. 
Есть еще отдельная методика Тест «Рисунок несуществующего животного». Ее можно
применять как с детьми, так и со взрослыми. Очень интересно, что у вас получится. 
Тест, который я начала проводить с Ладой в очереди в поликлинике ручкой в блокнотике (это абсолютно неправильно, но почему-то мне ничего в голову не пришло, как ее занять),  -Кинетический рисунок семьи.  
На  мой взгляд - один из самых интересных тестов. Он помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них.  Вы просите ребенка нарисовать свою семью так, чтобы каждый занимался каким-то делом. 
Лада сразу сказала: я нарисую, как папа строит. И нарисовала дом, дверь, из которой выходит папа, инструменты. Наверно, предполагалось, что на каждом листочке блокнота будет отдельный член семьи. Поэтому когда мы будем этот тест делать по-настоящему, я ее предупрежу: нарисуй всю нашу семью на этом листе. Пожалуйста, постарайся представить в голове эту картинку - ведь ты должна закончить этот рисунок, а не оставлять его недоделанным.
Конечно, нужно  понимать, что такие тесты - это не стопроцентный показатель. К примеру, знаете, если бы меня попросили нарисовать посуду, не уточняя, что можно с ней делать, я, как это ни ужасно, нарисовала бы пустую кастрюлю с половником внутри. А это вообще не очень хорошо. Это говорит о пустоте, возможно духовной, о подмене настоящего искусственным и т.д. Но я не буду сильно переживать, просто возьму на заметку: чем бы мне таким подлинным заполнить мой внутренний мир))
Всем счастья и мира.

Комментариев нет:

Отправить комментарий