четверг, 2 июля 2015 г.

Наедине с собой - без ущерба для себя

На днях я прочитала вконтакте интересную статью, и она все не выходит у меня из головы. Я ее приведу здесь целиком. Взята отсюда

АКТУАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ОТ СЕМЕЙНОГО ПСИХОЛОГА 

Деткам от 12 до 18 лет предложили добровольно провести восемь часов наедине с самим собой, исключив возможность пользоваться средствами коммуникации (мобильные телефоны, интернет). При этом им запрещалось включать компьютер, любые гаджеты, радио и телевизор. Зато разрешался целый ряд классических занятий наедине с собой: письмо, чтение, игра на музыкальных инструментах, рисование, рукоделие, пение, прогулки и т.п.

Автор эксперимента хотела доказать свою рабочую гипотезу о том, что современные детки чересчур много развлекаются, не в состоянии сами себя занять и совершенно не знакомы со своим внутренним миром. По правилам проведения эксперимента, дети должны были прийти строго на следующий день и рассказать, как прошло испытание на одиночество. Им разрешалось описывать своё состояние во время эксперимента, записывать действия и мысли. В случае чрезмерного беспокойства, дискомфорта или напряжения психолог рекомендовала немедленно прекратить эксперимент, записать время и причину его прекращения.

На первый взгляд, затея эксперимента кажется весьма безобидной. Вот и психолог ошибочно полагала, что это будет совершенно безопасно. Настолько шокирующих результатов эксперимента не ожидал никто. Из 68 участников до конца эксперимент довели только лишь ТРОЕ - одна девочка и два мальчика. У троих возникли суицидальные мысли. Пятеро испытали острые "панические атаки". У 27 наблюдались прямые вегетативные симптомы - тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в животе, ощущение "шевеления" волос на голове и т.п. Практически каждый испытал чувство страха и беспокойства.

Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и больше) часа одиночества.

Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла мне дневник, в котором она все восемь часов подробно описывала свое состояние. Тут уже волосы зашевелились на голове у психолога. Из этичных соображений, она не стала публиковать эти записи.

Что делали подростки во время эксперимента?

— готовили еду, ели;

— читали или пытались читать,

— делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники);

— смотрели в окно или шатались по квартире;

— вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или кассирши — не в счет);

— складывали головоломки или конструктор «Лего»;

— рисовали или пытались рисовать;

— мылись;

— убирались в комнате или квартире;

— играли с собакой или кошкой;

— занимались на тренажерах или делали гимнастику;

— записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;

— играли на гитаре, пианино (один — на флейте);

— трое писали стихи или прозу;

— один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;

— одна девочка вышивала по канве;

— один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало рвать;

— один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км;

— одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один мальчик — в зоопарк;

— одна девочка молилась.

Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли.

Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники.

Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента.

63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.

При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек употреблял словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно…», «слезть с иглы» и т. д. Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего состояния.
Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с собакой. Другой сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения «странных» мыслей.
Получив такие результаты, cемейный психолог испугалась. Гипотеза гипотезой, но когда она вот так подтверждается…





Я об этой статье думаю и думаю... Не знаю, как научить ребенка занимать себя чем-то полезным и хорошим, как научить его прислушиваться к себе. 
Анализирую свои мысли. Как бы я вела себя на месте этих ребят? 
Мои первые чувства такие: Дайте мне эти восемь часов, и я переверну мир. Шучу, конечно, но я бы точно не скучала, так мне кажется. Первые часа три я бы в удовольствие поскрапила. Потом убралась бы дома. Сходила в магазин и приготовила еду - возможно. А может просто повалялась бы с книгой. Пошла бы в бор  гулять. Сходила бы в музей, возможно, тоже. В общем, сделала бы все то, о чем давно мечтаю.
А потом мои мысли пошли в другом ключе. Да, конечно, восемь часов я бы провела наедине с собой без проблем, это точно. Но так ли я далека от этих ребят? Вот только недавно мы приехали с реки Вятки. Мы ездили с мамой и детьми к маминой подруге в поселок "Красная Искра", что под городом Котельничем Кировской области. Это бывший очень крутой колхоз. Только сейчас все разваливается, к сожалению. Мы жили там в квартире, не в палатке, как могло показаться из последнего поста. Все там было круто, природа очень красивая, но вот интернета не было. И меня ло-ма-ло - я хотела проверить почту. Знала, что ничего важного прийти не должно, и все равно ой как хотелось. И ведь я то же слово употребила, что и ребята во время экспримента: ломка! - пока еще там была, маме жаловалась именно этими словами!!! Это, конечно, не восемь часов, а целая неделя. Но и там мне было далеко до одиночества. Природа, общение - все это было.
Стала анализировать дальше. Как-то муж мне устроил выходной: почти на целый день забрал детей на дачу. Я упоенно скрапила часа три-четыре. А когда выдохлась, сделала то, что хотела, - наступил такой момент опустошения... Это сложно описать, но так всегда у меня бывает, когда я заканчиваю какое-то очень важное и приятное для меня дело. Так вот, закончив, я не могла ни читать, ни взяться за другой проект. Мне уже хотелось общаться с детьми и мужем. Посмотреть кинцо. Погулять. 
Вот так-то. А ведь я  - человек из другой цивилизации практически. Из той, где девочки целыми днями играли во дворе в резиночки и скакалочки, а мальчики бегали в казаки-разбойники. О компах тогда никто и не помышлял, а мультики включались строго по телепрограмме. 
Но хватит обо мне. Давайте лучше о детях. 
Вот у нас нет телевизора. И Лада любую возможность использует, чтобы его посмотреть (дома я показываю ей мультфильмы на компьютере, по полчаса в день, по рекомендации окулиста). Когда она оказывается у телека, она превращается в зомби: зрачки расширяются, руки изо рта не вынимает, только что слюни не текут. "Карусель"-то идет круглосуточно, и есть еще другие детские каналы. Короче, она не может оторваться от голубого экрана вообще. Во время поездки на Вятку это была целая проблема. Мы не могли весь день провести на улице, так как нас живьем сжирали комары. А дома делать особо нечего. Я только под конец поездки дотумкала, что сама могу писать ей примеры и тексты для чтения. Да и все равно это не очень помогло. Она бы смотрела телевизор круглосуточно, а я и не знала, чем ее занять. Я уже не говорю про планшет, который я давно спрятала: у детей буквально психоз начинается от одного его вида.

Данный эксперимент прошли два мальчика, у которых было хобби: один строил корабль, другой занимался своими коллекциями.  Ни один из них не почувствовал ухудшения состояния. Это значит, что ребенку, да и наверно любому человеку, нужно хобби, чтобы побыть наедине с собой без ущерба для себя. Это значит, что надо детям прививать разные интересы, но при этом не перестараться. Это понятно и так. 
Я вот сейчас ерунду скажу, извините, последняя моя мысль об этих ребятах, которые прошли тест до конца. А кто его знает, вдруг они тоже ненормальные, как "Коллекционер" Фаулза? Где вообще эта грань между увлечением и помешательством, я ведь тоже не знаю? И до какой степени надо что-то прививать детям? Ведь у них же наоборот отторжение идет, если очень уж стараются родители. 
Короче, я и сама знаю ответ: осторожно, ненавязчиво, интересуясь чем-то самой, вы увлечете этим и ребенка. Возможно.
И мне от этого знания ничуть не легче.


Ну и немного красивых кадров с Вятки для поднятия боевого духа:)




Найди мышку:))













2 комментария:

  1. Настя, у тебя, как всегда, очень интересные темы для обсуждения! Каждый раз, когда читаю, думаю: "Ну почему мы не говорим об этом, когда встречаемся!", писать все, что приходит в голову после прочтения просто невозможно! По поводу эксперимента, тут, как мне кажется, нужно разделять, кто из детей просто не мог без общения, а кто именно без гаджетов, это большая разница! Потребность в общении определяется складом характера, а привязанность к телефону и компьютеру только привычкой! Даже в нашем детстве уже были телевизоры и видеомагнитофоны, и кто-то из детей гулял во дворе, пока родители на работе, другие же все это время смотрели мультики, менялись кассетами, играли в приставку. Какого-то четкого вывода сделать не могу, мне кажется, это все индивидуально и в первую очередь надо разбираться с причиной.
    Фотки улётные!!! Очень красиво! Кошка с мышкой удивили, надеюсь, мышка убежала?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Танюша, я тебя расстрою, но мышка не убежала:( я впервые видела, как кошка играет с мышью, наводит на размышления о бренности бытия, да.
      А по поводу статьи, конечно я понимаю, что все индивидуально. Но, скажу честно, я не думаю, что многие ребята не могли прожить без простого человеческого общения всего лишь 8 часов. Думаю, здесь действительно проблема неспособности побыть наедине с собой и со своими мыслями, которая реально усугубляется наличием гаджетов и постоянным тырканьем на кнопки.
      То, что было в нашем возрасте, совершенно не сравнить с тем, что сейчас. Это действительно привычка, очень плохая привычка, которой подвержены и взрослые и дети. И я просто не знаю, как уберечь от этого ребенка, если сама по уши увязла в этой "черной дыре" - хотя живу вообще без телека, радио практически не слушаю и ограничиваю свое блуждание в интернете - все равно понимаю, что мне без этого нелегко. Вот что я хотела сказать.
      И спасибо за комплимент на счет фотографий! Надеюсь, мои фотокурсы проходят не зря:))

      Удалить